Забота о здоровье детей в МБДОУ № 57
Здоровье и развитие ребенка напрямую зависит от того, в каких условиях он живет, как организован процесс его воспитания, какие люди его окружают.
В связи с этим педагоги МБДОУ № 57 в качестве одной из приоритетных задач воспитательно-образовательной работы ставят задачу по охране и укреплению здоровья своих воспитанников. Два специфических фактора оказали преимущественное влияние на такую стратегию.
Во-первых, это государственный заказ. Неблагоприятная картина состояния здоровья детей дошкольного возраста и тенденция его ухудшения по всей России, в том числе и в городе Армавире.
Во-вторых, социальный заказ, высокий уровень запросов и требований родителей воспитанников к дошкольному образованию.
Забота о здоровье ребенка в нашем саду начинается с благоприятного психологического климата в коллективе, который бережно поддерживается и охраняется всеми сотрудниками без исключения. Каждый взрослый, начиная от руководителя, проявляет доброжелательное отношение, внимание и заботу ко всем детям, к их настроению, эмоциональному самочувствию, личностному благополучию, успешности и комфортности.
При планировании работы с детьми педагоги опираются на "триаду здоровья":
- Рациональный режим.
- Закаливание.
- Движение.
При планировании рационального режима воспитатели опираться на:
- Общие вопросы.
- Занятия.
- Работа вне занятий.
- Прогулка.
- Досуги, праздники, развлечения.
- Взаимодействие с родителями.
Общие вопросы
У нас в саду разработан режим дня детей в ДОУ, с обязательным учетом возраста детей, времени года (теплое и холодное время года). В режиме обязательно отражается время приема пищи, прогулок, дневного сна, занятий и свободной деятельности.
Занятия
Укрепление здоровья осуществляю через совершенствование физического развития детей на специальных физкультурных занятиях. При организации и проведении занятий используется принцип деятельностного подхода - игра, то есть та деятельность, которая вызывает у ребенка положительный эмоциональный отклик. Интересу детей на занятиях способствует появление персонажей сказок и мультфильмов. В каждое занятие педагоги включают динамические паузы - физкультминутки.
Работа вне занятий
В детском саду воспитатели проводят: закаливание, утреннюю гимнастику, подвижные и малоподвижные игры, гимнастику после сна, гигиенические процедуры. Эти мероприятия они эффективно сопровождают художественным словом, музыкой, элементами психогимнастики.
Прогулка
Прогулка является обязательным элементом режима дня детей в ДОУ. На прогулке обеспечивается возможность для двигательной активности детей, виды игр варьирую в зависимости от сезона.
Досуги, праздники, развлечения
В детском саду воспитатели проводят в соответствии с планом спортивные и музыкальные развлечения, праздники (традиционные, фольклорные). Здесь раскрываются возможности и способности каждого ребенка. Развлечения и праздники - это радость, заряд положительной энергии.
Взаимодействие с родителями
Без понимания и поддержки родителей все усилия направленные на охрану и укрепление здоровья ребенка не будут результативны. Родители и воспитатели в этом деле - сотрудники. Педагоги ДОУ используют следующие формы взаимодействия с родителями: родительские собрания, консультации, индивидуальные беседы, наглядность (стенные газеты, брошюры, памятки), совместные мероприятия (праздники, конкурсы рисунков, экскурсии).
Закаливание детей
Закаливание организма являются первостепенными задачами семьи и дошкольных учреждений. Природные средства оказывают благоприятные воздействия на организм ребенка. Положительный эффект закаливания может быть достигнут только при строгом соблюдении основных правил: индивидуальный подход при выборе закаливающих процедур, постепенность увеличения силы раздражения, систематичность и постоянство закаливания, учет эмоционального состояния ребенка в момент проведения закаливающих процедур.
Организация закаливания детей в группе
Предлагаем перечень мер, которые используются для оздоровления детей в условиях нашего детского сада.
Воздушные ванны
- В отсутствии детей организуем сквозное проветривание групповой комнаты и спальни в соответствии с установленным графиком;
- Тщательно следим за тем, чтобы дети на протяжении всего дня находились в облегчённой одежде (при температуре воздуха не ниже 18-200 С);
- Проводим утреннюю гимнастику в хорошо проветренной группе и в соответствующей одежде (х/б носки, облегчённая одежда);
- Организуем дневной сон без маек, если температура в спальне составляет 180 С и выше. Температура под одеялом достигает 38-390 С.
Водные процедуры
- Организуем ходьбу босиком по мокрой солевой дорожке, ребристой доске после дневного сна;
- Обучаем детей обширному умыванию прохладной водой: мытьё рук до локтя, растирание мокрой ладошкой груди и шеи. По окончании водной процедуры каждый ребёнок самостоятельно вытирается махровой салфеткой или полотенцем;
- Организуем полоскание рта, и горла водой после каждого приёма пищи, постепенно снижая температуру воды на 10 С, доводя до 180 С.
Организация сна детей
- Проветриваем спальню перед сном детей не менее получаса;
- Организуем одевание и раздевание детей только в групповой комнате;
- Через 15 минут после того, как засыпает последний ребёнок, открываем форточку. За 30 минут до пробуждения закрываем её;
- Следим за соблюдением тишины со стороны персонала во время сна детей.
Организация детей на прогулку
- Воспитатель первой выводит подгруппу детей, которые оделись быстрее, т. о. предупреждаем перегревание детского организма. Другую подгруппу на прогулку сопровождает помощник воспитателя;
- Следим за тем, чтобы дети были одеты по погоде. В случае потепления убеждаем детей надеть меньше одежды;
- Организуем прогулки при температуре воздуха не ниже 200С в безветренную и сухую погоду, регулируя время пребывания детей на воздухе;
- Во избежание переохлаждения обязательно организуем двигательную деятельность: подвижные, спортивные, народные игры, общеразвивающие упражнения, а также раз в неделю проводим занятия по физической культуре на воздухе.
- При организации оздоровительной работы также используется дыхательная гимнастика.
Движение, движение…
Ни в каком другом возрасте физическое воспитание не связано так тесно с общим воспитанием, как в дошкольном возрасте. Ведь совершенствуя двигательные умения ребенка, побуждая его, выполнять все более сложные действия, мы одновременно развиваете его сообразительность, волю, характер, настойчивость, приучаем к дисциплине.
Маленький человек очень деятелен, подвижен, и ни в коем случае нельзя ограничивать его подвижность. Естественное состояние ребёнка – непрестанная деятельность, подвижные, эмоциональные игры.
Игры на свежем воздухе укрепляют здоровье детей, развивают физические способности. Педагоги МБДОУ № 57 считают, что очень важна организация самой процедуры прогулки. Наши дети во время пребывания на воздухе в любое время года находятся в движении, но периодически отдыхают. Для этого мы соблюдаем ряд условий, из которых одним из главных является то, что дети должны быть одеты и обуты в соответствии с погодными условиями.
Некоторые ошибочно считают, что ребенка надо теплее одевать и обувать, не задумываясь, однако о том, как лишняя одежда мешает детям двигаться, не дает возможности участвовать в подвижных играх. Одежда должна быть легкой, из воздухопроницаемых тканей. Осенью не надо торопиться надевать зимнее пальто в прохладную погоду, лучше всего под куртку надеть теплую кофточку и только позже перейти к зимнему пальто.
Весной же, наоборот, в изменчивую погоду не стоит торопиться с облегчением одежды при первых лучах солнца. Смена сезонной одежды должна проходить постепенно и обязательно с учетом индивидуальностей ребенка.
Занятия физической культурой в детском возрасте призваны удовлетворять биологическую потребность растущего организма в двигательной деятельности, давать возможность ребёнку ощущать радость и удовольствие от умения управлять своим телом.
При провидении физкультурных занятий мы не только организовываем систематическое обучение физическим упражнениям, но и используем широкий спектр средств коррекционной работы с детьми по формированию правильной осанки.
Воспитатели используют музыку в физкультурной деятельности, что делает её увлекательной и эффективной. Она поднимает настроение, организует движение детей и облегчает в ряде случаев их усвоение. Музыка благоприятствует улучшению осанки, придаёт движениям выразительность, способствует их точности, координированности.
Двигаясь, ребёнок познаёт окружающий мир, учится любить его и целенаправленно действовать в нём.
Результатами лечебно-оздоровительной работы в ДОУ можно считать улучшение состояния здоровья детей, низкий уровень заболеваемости в период эпидемий гриппа, сокращение числа пропусков по причине болезни, а также создание устойчивой здровьесберегающей системы. Следовательно, можно говорить о выполнении и социального, и государственного заказа.